Тема: «Святыни нашего города: храм святого благоверного князя Александра Невского».
Программное содержание: познакомить детей с историей создания храма. Довести до понятия детей значение слова «храм». Формировать представления детей об устройстве православных храмов и правил поведения в них. Развивать кругозор детей, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство радости при каждом посещении храма.
Методы и приемы: художественное слово, загадки, рассказ воспитателя, рассказ священника.
Участники: родители, воспитанники группы.
Ход экскурсии:
- Ребята, послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю, и вы догадаетесь, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать.
На пригорке с давних пор
Высится большой Собор.
Крест святой над ним сияет
И весь город осеняет!
(Е. Санин).
- О чем это стихотворение? Верно. Мы сегодня с вами поговорим о Храме.
- Как вы думаете, что такое храм? (Ответы детей).
Храм – это особый дом, в котором люди собираются как Божья семья, чтобы помолиться Богу, т.е. пообщаться с Богом.
Храм – это особый дом,
Посвященный Богу.
Хорошо, когда идем
Мы к его порогу.
(Е. Санин).
Храм нашего города назван в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Это был великий защитник своей земли, своего народа от нашествия чужеземцев – татар. Они разоряли города и села, грабили, жгли жилища людей, убивали, брали в плен женщин и детей для рабства. Люди прятались в дремучих лесах. Начался тяжелый период для народа.
Бог благословил князя Александра Невского на бой с врагом для защиты своей земли. В трудной битве, с рассвета до поздней ночи, князь одержал победу. Всякий раз, когда на нашу землю нападали враги, Александр Невский мужественно давал отпор. Он очень любил свое Отечество, народ.
- Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет! – таковы были его слова.
В храме вы увидите икону Александра Невского. Это мужественный, сильный воин, хоть на нем надеты богатырские доспехи и по нему видно, что он в любую минуту готов вступить в тяжелый бой с врагами, глаза – добрые, светятся любовью. В храме вы увидите икону Александра Невского. Давайте мы с вами пройдем на территорию храма. По левую сторону мы видим церковную библиотеку и воскресную школу. По правую сторону находится беседка со святым источником.
А сейчас, подойдем к самому храму.
Снаружи храм отличается от обыкновенного здания. Первое, что мы видим, подходя к храму - купол с крестом. Купол храма напоминает нам о небе, а крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к себе. Купол заканчивается главою, на которой находится крест. Над входом в храм имеется высокая башня, которая называется колокольня. Как вы думаете, для чего она? (Ответы детей). В ней висят колокола. Колокольный звон собирает людей на молитву – общение с Богом. Обратите внимание, колокольня специально расположена так высоко, что бы звон колоколов мог далеко доноситься. В колокола звонит звонарь.
Звони звонарь,
Еще ударь.
Давайте мы с вами поднимемся по ступенькам и пройдем во внутрь. Перед входом в храм надо остановиться и перекреститься, т.е. осенить себя крестным знамением. Крестное знамение – свидетельство нашей веры в Иисуса Христа. Войдя в храм, надо снова торжественно перекреститься. (Дети и родители входят в Храм. Всех встречает священослужитель).
Рассказ священнослужителя. Внутри храм разделяется на три части:
1. Притвор, в нем мы видим лавку с иконами, свечами, священными книгами.
2. Торжественный зал – храм, где стоят молящиеся. Это большая часть Церкви. Здесь мы видим множество икон - образы, на которых изображены святые: Иисус Христос, Божья Матерь, ангелы и другие святые люди.
Мы ходили с мамой в Храм,
Там я свечки ставил сам,
А потом с поклоном Подходил к иконам.
(Е. Санин).
Еще в Храме мы видим множество горящих свечей. Перед иконами стоят большие подсвечники с горящими свечами. Приходя в церковь, в притворе в лавке люди покупают свечи и потом ставят их зажженными перед иконой. Почему они это делают, кто знает? (Ответы детей). Огонек свечи тянется вверх, и горящая свеча перед иконой – наша молитва, которая тянется к Богу. (Через свои молитвы человек общается с Богом). Каждая зажженная свеча – молитва какого-нибудь человека. Внутри Храма еще мы видим маленький высокий столик с наклонной крышкой. На нем размещается икона. Этот столик называется аналой.
Столик высокий, крышка с наклоном,
Чтобы удобней было иконам.
Очень красивый, из дуба резной!
Как называется он? … (аналой).
(Е. Санин).
3. Третья часть церкви называется алтарь, где служат священники. Это самое святое место в храме, и входить туда могут только священники и их помощники, когда они служат Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим врата (ворота, двери). Эти врата называются царскими, потому что через них проходит Сам Иисус Христос в святых дарах. Поэтому через царские врата никому нельзя проходить, кроме священнослужителей. В алтаре находится престол. Это стол, на котором лежит большая, красиво украшенная книга – Евангелие, крест и дарохранительница – небольшой шкафчик, ящичек, шкатулка, в которой хранится причастие.
В алтаре мы видим стол.
Он зовется так: престол.
Это, знаю я отныне,
- Храма главная святыня.
(Благодарим священника за рассказ)
- Вот, ребята, вы узнали об устройстве православного Храма. Скажите мне, как надо себя вести в Храме? (Ответы детей). Правильно, в храме нельзя громко разговаривать, толкаться. Девочки должны повязывать на голову косыночки, а мальчики наоборот - снять головные уборы. У вас у всех есть свечи, давайте мы с вами поставим свечи к тем иконам, которые вам больше всего понравились. (Помогаю детям ставить свечи).
- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:
Этот дом – не просто дом. Он красивый и с крестом. (Храм).
Что находится выше колокольни? (Крест).
Спиной к стене, а лицом к избе. (Икона).
Говорун говорит, народ в Храм спешит. (Колокол).
В конце экскурсии даю детям домашнее задание: совместно с родителями нарисовать храм.
Литература:
1. Лестница-небесница. Православная энциклопедия для самых маленьких. Свято-Екатерининский монастырь. «Видное» 2007.
2. Аз, Буки, Веди. Азбука православия для детей. «Белый город», «Даръ», Москва 2007 г.