Программное содержание: способствовать формированию у детей неприятия сквернословия, учить следить за своей речью, откликаться на нужды ближнего, подвести к пониманию необходимости доброжелательного отношения. Развивать воображение детей, внимание. Воспитывать в детях доброту, вежливость.
Методические приемы: чтение сказки, дидактическая игра «Скажи наоборот», беседа.
Материал и оборудование: «Сказка про добрые и колючие слова» Р. Киркос, воздушные шары по количеству детей (надутые), цветная лента (50 см),
Ход занятия: - Ребята, сегодня я хочу прочитать вам интересную сказку. Вы внимательно ее слушайте, потому что герою этой сказки понадобиться наша помощь.
Как-то раз в одну хорошую, добрую книжку пробрались злые, колючие слова. Что там началось, даже страшно сказать! Если было написано: «Жил на свете маленький, пушистый и веселый котенок Мурзик», то колючие слова меняли все наоборот, и получалось так: «Жил на свете противный, грязный и ужасно вредный кот Царапка». Открыл утром Сережа свою любимую книгу, попробовал немного почитать и даже заплакал от горя – книга его изменилась до неузнаваемости. Что же делать? Как спасти книжку и вернуть в нее все хорошее, радостное и любимое?
А злые слова тем временем кривлялись, даже дразня и толкая друг друга. Они ощетинились ядовитыми колючками, чтобы к ним даже близко никто не мог подойти из добрых слов. Сережа поплакал еще немного над книгой, а потом вспомнил, как говорила бабушка: «Слезами горю не поможешь».
- Это точно, - вздохнул мальчик, - но я все равно что-нибудь придумаю.
- Ничего ты не придумаешь! – послышался скрипучий голос прямо из книги.
Сережа от испуга бросил ее на пол и отскочил в сторону.
- Ха-ха-ха! – послышался оттуда дерзкий смех. – Испугался! Испугался! Наша победа!..
- Ах, это вы мне испортили книжку? – собравшись с духом, грозно спросил Сережа.
- Да, да, мы победили! Ура!.. Теперь мы, колючие слова, захватим все книги в мире и прогоним из них все доброе! – страшные, похожие на дикобразов фигурки подпрыгивали на страницах и строили при этом совершенно отвратительные гримасы. Потом вышла вперед грязное, скользкое, дрожащее, как холодец, зловещее слово и прошипело по- змеиному:
- Замолчите, глупцы! Мы не только захватим весь мир, мы так все вывернем наизнанку, что слова вообще потеряют всякий смысл и пропадут совсем…
В это время в комнату заглянула мама и позвала:
- Сереженька, милый, пора завтракать, пойдем, пожалуйста.
- Да-да, мамочка, извини, сейчас иду, - ответил мальчик и заметил, что в то время, когда он разговаривал с мамой, все это злое, колючее войско как-то съежилось и притихло, а некоторые злодейские слова вдруг полопались, как мыльные пузыри.
- Ага!.. – победоносно пропел Сережа. – Вот вам что не нравится! Ну, я скоро вернусь и разберусь с вами! Теперь-то я знаю, как спасти мою книжку и изгнать из нее непрошенных гостей. Мальчик улыбнулся и пошел есть на завтрак свою любимую кашу.
Р.Киркос.
- Ребята, о чем догадался мальчик? Как можно спасти от «колючих» слов любимую книгу? (Ответы детей).
- Вы помните, какие добрые, вежливые слова прозвучали в разговоре с мамой?
- Давайте мы поможем мальчику спасти его книгу? На каждое «колючее» слово будем отвечать добрым: я буду называть «колючее» слово и бросать мяч, а вы называете доброе слово и отбрасываете мяч обратно. (Проводится словесная игра по принципу «Скажи наоборот»). Предлагаются детям примерные слова:
балованный - … (послушный)
зазнайка - … (скромный)
гневный - …(ласковый)
обманщик - … (правдивый)
ленивый - … (трудолюбивый)
трусливый - … (отважный, смелый, героический) и другие.
- Вот, ребята, теперь, я думаю, Сережа спасет свою книгу. А мы с вами давайте составим букет из воздушных шаров вежливости. Выберите себе шарик любого цвета и подумайте, каким вежливым, добрым словом вы его назовете, т. е. дадите ему имя, но слова не должны повторяться. Затем, мы свяжем шарики красивой ленточкой, и у нас будет большой, красивый, добрый букет. Но, ребята, не забывайте пользоваться добрыми, вежливыми словами. Иначе шарики начнут лопаться. (Дети выполняют задание).
- Посмотрите, какой получился у нас красивый, вежливый букет. Давайте постараемся, чтобы он таким красивым и остался. А сейчас я хочу предложить вам встречу с нашими друзьями из Шишкиного леса. Они вам тоже хотят рассказать одну поучительную историю.
(Просмотр видеоматериала «Шишкин лес. Вежливый город».
Литература:
Киркос Р.Ю. православное воспитание детей дошкольного возраста. С-П., 2007г.