Программное содержание: продолжать знакомить детей с библейскими сюжетами, дать представление о том, что такое заповеди
Методы и приемы: рассказ воспитателя, показ иллюстраций из детской Библии,
Материал и оборудование: иллюстрации из Библии, 6-7 шаблонов голубей, белая бумага, нитки для крепления бумажных голубей, легкая музыка.
Ход занятия:
- Ребята, случалось в вашей жизни такое, что вы совершали нехорошие поступки? Вас наказывали за них? Что вам говорили? (Ответы детей).
- А кто знает, как правильно надо себя вести, откуда вы узнаете эти правила поведения? (Ответы детей).
Маленьким детям и взрослым людям приходят иногда нехорошие мысли и желания. Например, перебежать дорогу в запрещенном месте или посмеяться с того, кто случайно споткнулся и упал и многое другое.
Но чтобы оградить человека от беды и пороков, Бог подарил людям заповеди - главные правила жизни. Правила эти простые, но очень важные для каждого человека.
Как же это произошло, как Бог передал людям заповеди?
Это было очень давно. Праведный Моисей, чтоб спасти свой народ от рабства египтян, по велению Бога вывел вех израильтян из Египта. Много дней бродили они по пустыне, пока не дошли до обещанной Богом страны. Трудно им было идти, много опасностей они пережили на своем пути. Однажды израильтяне дошли до большой горы, которая называется Синай. Около горы люди поставили свои палатки. Моисей взошел на гору, и там Сам Господь сказал Моисею Свой закон, о том, как должны жить люди. Голос Бога был так силен, что отпечатался на двух каменных плитах - скрижалях. Закон состоял из 10 правил - заповедей. Вот какие эти заповеди:
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня. Это очень важная заповедь, потому что сейчас появилось много лживых пророков: гадалок, мошенников, экстрасенсов, которые обманывают доверчивых людей.
2. Не делай себе никаких идолов. В древние времена люди делали статуи или куклы и поклонялись им, как богам. Такие статуи назывались идолами. И сейчас многие, вместо Бога, избрали себе кумирами богатство, азартные игры, наркотики.
3. не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Уважайте Его. Не следует божиться по пустякам, например: «О, Господи! Что ты ко мне пристал?»
4. помни праздничный день каждой недели и проводи его свято. В трудах и заботах не будем забывать о Боге. Раз в неделю, в воскресенье, надо посвятить этот день Ему.
5. уважай отца твоего и мать твою. Грубо разговаривать с родителями, не слушаться их и обманывать - это очень плохо, большой грех. Если мы хотим прожить долгую и счастливую жизнь, надо почитать родителей, уважать старших по возрасту и своих учителей. Они не научат нас плохому.
6. Не убивай. Страшный грех - лишить человека жизни, которую даровал Бог. Но мучить и убивать зверей и птиц - тоже большой грех. Раз их создал Господь, значит, они нужны на земле так же, как и мы. Даже в мыслях нельзя желать зла, ненавидеть или хотеть убить кого-нибудь. Желая кому-то зла, мы убиваем свою душу.
7. Будь чистым в мыслях и желаниях, будь верным с людьми. Плохо смотреть непристойные фильмы и журналы, ругаться мерзкими словами.
8. Не кради. Все воры начинают с малого. Не удержались и стащили чужую игрушку, конфету, позднее - деньги, машину, ограбили квартиру... Всегда надо помнить: Бог это видит.
9. Не говори неправды на других. Другими словами: нельзя лгать, обманывать, ябедничать, скрывать свою вину, если набедокурил.
10. Не завидуй другим. Нельзя не только брать чужое, но и завидовать - желать в мыслях то, что есть у других. Надо радоваться всему тому, что есть у нас. Потому что Бог знает, что нам полезно, а что принесет вред. Зависть - тяжелый грех.
Заповеди или правила точно указывают, что должен делать человек, чего избегать.
- Вот такие важные правила подарил нам Бог. Давайте мы с вами постараемся жить по этим правилам. А чтоб легче их запомнить, мы изготовим для себя памятку в виде стайки голубей. Мы вырежем из белой бумаги 10 голубей, по количеству заповедей, и у каждой птички на крыльях запишем правила. Затем на ниточке подвесим голубей в группе. Договорились? Тогда вперед, за работу. (Дети по шаблону изготавливают птиц и приклеивают к ним нитки, воспитатель записывает правила. Готовые работы подвешиваются в группе на видном месте. Во время выполнения творческого задания звучит легкая музыка).
Литература:
Юдин Г. Н. Аз, Буки, Веди. Азбука православия для детей - М.: Белый город, Даръ, 2007.