Все материалы и фотографии являются собственностью Рогачевского благочиния. При их использовании обязательно делать ссылку на наш сайт.
После отмены крепостного права в 1861 году вместе с получением свободы многие крестьянские семьи остались без наделов земли. Нарастало недовольство среди крестьян, которое в некоторых местах перерастало в бунты против власти. Тем более, что в Беларуси в те времена, имелась тенденция тяготения к западу. Большое влияние в народе имела пропапская униатская церковь. Для укрепления православия в этих землях было принято решение о строительстве православных храмов. В 1864 году был построен православный храм в д. Довск (он сохранился до сего дня). Но еще в 1876 г. панораму города Рогачева украсил пятикупольный величественный силуэт православного собора освященный в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Построенный в псевдовизантийском стиле монументальный пятикупальный храм имел почти центрическую объёмно - пространственную композицию. Внутри здание храма отличалось своеобразными колоннами, большим пространством и прекрасной акустикой. В 1937 году храм закрыли и использовали как складское помещение для соли. В 1941-1942 годах во время боев за город этот храм был полностью разрушен. В 1943 году протоиереем Александром Федосюком вместе с прихожанами была построена деревянная церковь в которой и проходили службы. Но в 1944 году она была сожжена немцами при отступлении. Сам протоиерей Александр был арестован в 1947 году и дальнейшая судьба его не известна. В послевоенные годы служба проходила в жилом доме священника Николая Василевского. В 1954 году по благословению Его преосвященства преосвященнейшего Митрофана, епископа Бобруйского, викария Минской епархии Рогачевскому приходу была выделенна ссуда в количестве 10000 рублей. На эти деньги был куплен дом по адресу ул. Колхозная дом №11 с небольшой летней кухней ( сейчас это улица Санникова). После перевода отца Николая или его ареста (т.к. документы не сохранились , а воспоминания людей противоречивы) какое-то небольшое время в Рогачеве служил отец Вадим, (фамилия не установлена) но и он был переведен на другой приход. Настоящее возрождение прихода и восстановление самого храма почти в сегодняшнем виде связано с годами службы здесь архимандрита Павла (Войтович) с 1962 г. по 1989 г. Летняя кухня была перестроена в небольшой домик, в котором и жил архимандрит Павел. А дом побольше стали перестраивать в церковь. Каменный храм трудами отца Павла был построен уже к 1983 г. Его строили вокруг деревянного храма ни на день не прекращая службы. В строительстве храма принимали участие сослужащие в то время архимандриту Павлу иерей Василий Пилипенко (с 1995 года митрофорный протоиерей, с 1992 года благочинный церквей Жлобинского округа, преставился ко Господу 1 января 2021года) и позже иерей Петр Гараев. В 1983 году новый каменный храм освятили Его Высокопреосвященство высокопреосвященнейший Филарет митрополит Минский и Белорусский (так называлась эта должность в то время) с сослужащими ему священством. С 1989 по 2006 год настоятелем Рогачевского прихода был иерей Петр Гараев (в настоящее время митрофорный протоиерей). В 1991-1994 гг. его трудами были пристроены к храму два придела. Один из которых в данный момент является крестильной комнатой, а другой подсобное помещение для священнослужителей - ризничная. В мае 2006 года указом Его Высокопреосвященства преосвященнейшего Аристарха архиепископа Гомельского и Жлобинского протоиерей Петр Гараев был переведен на другой приход, а в г. Рогачев был назначен протоиерей Алексий Смотрицкий. Чуть позже в сослужение ему были назначены иерей Георгий Мартышевский, протоиерей Александр Атрощенко, иерей Вячеслав Рябица, диакон Игорь Ковальчук. В 2007 году правящий архиерей архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх благословил строительство в нашем городе нового большого православного храма. После его освящения в 2021 году храм по улице Санникова закрылся на ремонт. По окончании работ 3 декабря 2022 года Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
НАСТОЯТЕЛИ РОГАЧЕВСКОЙ ЦЕРКВИ
Протоиерей Александр Михайлович Хведосюк (1891- ?) Уроженец д.Волька-Ростовецкая Белостокского уезда Гродненской области Выходец из крестьянской семьи, белорус. Окончил народное училище в д.Черная Весь в 1906г. С 1906 по 1911гг. обучался в Белостокском городском училище. Работал в должности телеграфиста при почтовом отделении в г.Василькове с 1911 по 1913гг. После завершения учебы на педагогических курсах в Кобрине (1915г.), проходил военную службу старшим писарем обозного батальона г.Калуги. Принимал участие в боевых действиях. Состоял секретарем солдатского комитета и обучал грамоте молодых солдат. В 1918 преподавал в Свислочской учительской семинарии Гродненской губернии. С 1919 по 1921гг. учился на богословских курсах при Виленской духовной семинарии. Рукоположен в сан диакона 11 июля 1921г., в сан священника 21 июля, епископом Гродненским Владимиром (Тихоницким). Архиерейским указом был назначен настоятелем Кресто-Воздвиженской церкви в м.Кузница Гродненской епархии, где служил до 1928г. За время пребывания на этом приходе овдовел. В 1928-1941гг. продолжил служение настоятелем Свято-Покровской церкви в с. Белавичи Волковыского уезда Гродненской епархии. Затем, из-за болезни глаз ушёл за штат и проживал в родной деревне до 1942г. В том же году, согласно поданному прошению принят в клир Белостокской Митрополии, архиепископом Белостокским и Гродненским Венедиктом (Бобковским). Вскоре, резолюцией архиепископа Могилевского и Мстиславского Филофея (Нарко) назначен настоятелем Жлобинской церкви. По стечению обстоятельств, приход в Жлобине оказался занят другим священником. С распоряжения Уполномоченного, священник Александр Хведосюк переехал в Рогачев и занял должность настоятеля Рогачёвской церкви. Во время войны активно сотрудничал с национальной организацией «Белорусская народная самопощь», оказывал содействие по закупке лекарств для раненых партизан. В 1949г. отца Александра обвинили в измене Родине, антисоветской агитации, и приговорили к 25годам ИТЛ. Позже, при пересмотре дела, срок заключения сократили до восьми лет. Отбывал наказание в Мордовской АССР. После освобождения уехал в Ивано-Франковск. Реабилитирован в 1994г.
Протоиерей Иоанн Иванович Мисеюк Родился 25нваря 1924г. в селе Мижевичи, Слонимского р-на Гродненской области в многодетной семье священника Иоанна Степановича Мисеюка. Из пяти сыновей этого батюшки – четверо стали священнослужителями. В 1941г. окончил среднюю школу №1г. Гродно. После окончания школы под влиянием отца стал псаломщиком Кресто-Воздвиженской церкви села Деречинок Гродненского района. В 1943г. рукоположен во диакона. В 1947г. поступил в МинДС. В 1948г. рукоположен в сан священника архиепископом Питиримом Минским и Белорусским. Направлен на служение в Свято-Николаевскую церковь с. Шиловичи Гродненской области. В 1949 году закончил Минскую духовную семинарию и был назначен вторым священником Свято-Николаевской церкви в д. Большие Берестовицы Гродненской области. С 3 января 1950г. по 1954г. служил настоятелем храма св. Александра Невского в г. Рогачеве. В 1967г. окончил Ленинградскую духовную академию. Служил на приходах практически всех областей Беларуси. С 1988г. – настоятель Свято-Воскресенского собора в Борисове. Награждён высокими церковными наградами: орденом св. Кирилла Туровского (2009),орденом св. Евфросинии Полоцкой (2010). Удостоен звания почётного настоятеля Свято-Воскресенского собора и правом ношения второго креста с украшениями.
Протоиерей Вадим Иванович Петельский (1925-2007). Уроженец д.Говиновичи Гродненской области. Из семьи священника. С 1932г. по 1941г. обучался в польской гимназии г. Слонима. Во время войны занимал должность псаломщика при св. Александро-Невской церкви м. Индура Гродненской обл. В 1950г. окончил Жировицкую семинарию, а в 1960г. – заочно Ленинградскую духовную академию. Рукоположен в сан священника епископом Гродненским Паисием в 1949г. С 1950г. настоятель Свято-Успенской церкви с.Левшово Гродненской епархии.1953-1954 гг. служит вторым священником Свято-Софийской церкви г.Бобруйска. С 1954 по 1962 гг. – настоятель Свято-Александро-Невской церкви г. Рогачева Гомельской области. В 1962 переведен в Свято-Никольскую церковь г. Добруша Гомельской области. С 1967 по1990 гг. – настоятель Свято-Кресто-Воздвиженской церкви г. Осиповичи Могилевской области. В 1984 году награжден правом ношения митры. В 1990г. почислен за штат. В 1991 г. принят в клир Гродненской епархии и назначен настоятелем Свято-Благовещенской церкви с. Жидомля. В 1991 году награжден орденом великого князя Владимира III степени. С 1992г. - настоятель Свято-Покровской церкви д. Олекшицы Гродненской епархии. Указом Преосвященнейщего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского в 1998г. почислен за штат. В последние годы своей жизни посещал богослужения и совершал Божественную литургию в Свято-Марфинской церкви г. Гродно. Скончался 24 февраля 2007г.
Протоиерей Петр Павлович Войтович (1929-1978). Родился 5 июля 1929 года в семье священника в д. Залозки Новогрудского района. После окончания Кореличской средней школы в 1948г. поступил в Минскую Духовную семинарию. В 1951 году рукоположен в сан иерея архиепископом Питиримом. С 1951 по 1954гг. служил настоятелем в м. Турец Гродненской обл. С 1954г. по 1958г. – настоятель св. Николаевской церкви г. Кричева Могилёвской обл. В 1958г. переведён в св. Николаевскую церковь г. Пинска Брестской обл. В том же году назначен вторым священником Св. Николаевской церкви г. Гомеля, где прослужил несколько лет. С 1962 по 1965гг. настоятель храма св. Александра Невского в Рогачёве Гомельской обл. После служения в Свято-Покровском храме г. Барановичи перемещен в Свято-Духов кафедральный собор г. Минска в 1967г. С 1970г. назначен настоятелем св. Александро-Невского храма столицы, одновременно исполняя должность секретаря Минского епархиального управления. Окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Обучался на курсах немецкого языка. В 1978г. умер в результате сердечного приступа.
Архимандрит Павел (Войтович) – (1908-1990) Войтович Павел Филиппович, 17.11.1908г.р. Уроженец д.Залозки Новогрудского района Гродненской области. Выходец из многодетной крестьянской семьи. Его отец занимал должность церковного старосты. С десяти лет мальчик уже пел и читал на клиросе в церкви. После окончания сельской школы трудился земледельцем и помогал отцу по хозяйству. В 1943 году, по окончании пастырских курсов в г. Новогрудке, епископом Афанасием (Мартосом) был рукоположен в сан диакона, а 19 июня 1944 года рукоположен в сан иерея, и направлен в Воскресенскую церковь села Великая Слобода Мирского района Барановичской области. С 1948 по 1960г. служил на приходе в м. Еремичи, Мирского р-на. В 1951-1954 гг. обучался на заочном отделении Ленинградской духовной семинарии. С 1960г.- настоятель молитвенного дома в Ветке Гомельской обл. С 1965г. по 1990г.- настоятель Свято-Александро-Невской церкви в г. Рогачеве. В 1984г., после смерти супруги Евгении принял монашеский постриг. За многолетнее служение Церкви Христовой был награждён крестом с украшениями в 1969г. и правом ношения митры в 1984г. Скончался 21 декабря 1990г. Похоронен на кладбище в д. Загорье-Сенненское Гродненской обл.
Протоиерей Николай Васильевич Василевский (1907-?) Родился в м. Добромысль Бытеньского района Барановичской области в 1907г. Сын священника. Окончил 4класса Виленской духовной семинарии. С 1925 по 1928г. служил псаломщиком на приходах Браславского повета Виленского воеводства (Польша). В 1933г. рукоположен во диакона. Служил в Гродненском кафедральном соборе до 1939г. С 1939 по 1941г. учительствовал в Клецке Барановичской области и в Хорошевичах Гродненской области. В 1941г. в Жировицком монастыре рукоположен во иерея Венедиктом (Бобковским), архиепископом Гродненским. Во время войны находился на оккупированной территории. Служил на приходах: с. Хорошевичи, с. Мокрое Брестской области, с. Лапеница Гродненской области, с. Полонка Свисловичского р-на, г. Климовичи Могилевской обл. и других. Указом архиепископа Минского и Белорусского Питирима от 17.11.1948г. священник св. Петро-Павловской церкви с. Голынка Клецкого благочиния Барановичской области Николай Василевский освобождается от служения, и назначается настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского в г. Рогачев. В этой должности прослужил до 5 декабря 1949г. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Дополнение от Сергея из Гомеля:
"В 1593 году в одном из источников впервые упоминается Косьмодемьяновская церковь, в которой служил протопоп Агей Федорович, он был духовником одного речицкого (указано почему то речицкого, хотя вероятнее рогачевского) дворянина, он был ранен и умирал и завещал похоронить его возле Лучинского Никольского храма, где был благодетелем (т.е в д.Лучин в то время тоже был храм). Повторно Космодемьянский храм упоминается в 1795 году как обращённый из униии, вместе с храмами Кистеней и Свержени, в 1781 из унии обращены Шапчицкий храм, Литвиновичи, Гадиловичи и других благочиний и Рогачевский Рождества Богородицы. Косьмодемьяновская - упоминается в первые в 1781 как обращенная из унии, есть данные с 1830 г. служил Петр Матвеевич Лепешинский, в 1867 протоиерей, благочинный, нагр. именной камилавкой, скуфья, набедренник, золотой синод. наперстный крест и темнобронзовый напрестольный крест, медалью в память войны 1853-57 и усмирения мятежа 1863 -64, с 1880-х до 1912 его сын Николай Петрович Лепешинский, протоиерей, после него по 15-й Николай Петрович Цитович, далее (данные по 17-й г.) Леонид Пухальский. У П.М.Лепешинского был брат Иоанн Матвеевич ( в служении с 1840) который служил в Омутской Параскево-Пятнцком храме Могилевского уезда, протоиерей и благочинный, племянник Василий Иванович, с 1870 суживший в могилевском кафедральном соборе, и ещё сын Василий Петрович, в служении с 1884 г., служивший в Чечерском Преображенском храме, протоиерей и благочинный. В 1897 г. епископ Мисаил делал объезд храмов епархии и описывал, что храм деревянный, построен неизвестно кем и когда, ему более 150-ти лет, прихожан 3118 душ, священник Л. приучил прихожан к общему пению в храме, его трудами открыты школы грамоты, а в селе церковно-приходское училище, где в общем обучаются 151 мальчиков и 10 девочек, а также в 1882 г. церковно-приходское попечительство. Честь и слава ревностному пастырю. Нина Лепешинская (скорее дочь Николая) была учительницей в школах. Довская - с 1864 служит Антоний Адамович Юркевич,примерно 80-90-е Феодор Спиридонович Квятковский, 90 -е-начало 1900-х Павел Квятковский ( в 1890-м ему разрешено носить черную скуфью),далее до 1912-13 Петр Иванович Глинский, 13-15 Петр Мих.Россовский, с декабря 15 -го (данные по 17-й) Никандр Рудницкий ( он был губернским секретарем, в дек. 15-го рукоположили в св-ки). С 26.05.45- го Потоцкий Артемий Емелианович до 22.10.64 (он же в ст.Кривске), согласно прошения отчислен за штат с представлением к пенсии. После него с 06.04.1965 Гандорович Анатолий Антонович (он же в ст. кривске),с 08.05.1974 Мамичев Николай Алексеевич. (и ст.кривск). До января 1903 г. псаломщиком был Гергий Козловский, он не явился из отпуска и на его место перевели из Корниловской ц. Мстис. уезда псаломщик Николай Пославский. В январе 1903 дано архипастырское благословение прихожанам за пожертвование в храм 850 рублей.
Храм Рождества Богородицы: есть упоминание о нём в документах за 1781 г. как о обращённой из унии, - с 28.02 (ст.ст.) 1860 служит Алексей Константинович Шафрановский, в дальнейшем благочинный, был награжден именным набедренником, темнобронзовым именным крестом, медалью в память войны 1853-56, и усмирения мятежа 1863-64, в конце 80-х перешел в храм Александра Невского. С ним служил с 1876 псаломщик Стефан Феодорович Лызлов, в мае 1881 определен псаломщиком семинарист Могилевской духовной семинарии Поликарп Окиншевич, После Шафрановского служит священник Василий Целицо, в августе 91 рукоположен в священники окончивший курсы Могилевской духовной семинарии Андрей Бекаревич, далее (данные по 17-й г.) Александр Чулицкий и благочинный Евгений Александрович Акулин, с ними очень не долго Петр Козловский. В июле 1891 дано архипастырское благословение Рогачевскому предводителю дворянства Василию Иолшину за жертву в храм на ремонт ограды 100 рублей.
Храм Алексанра Невского: от постройки служит Алексей Константинович Шафрановский, видимо ему как благочинному был положен второй священник, так как в 1893 священнику этой церкви Онуфрию Шпаковскому разрешено носить черную скуфью, с 1913-14 его сын Василий Шафрановский. В 1949 благочинный священник Александр, у Вас указано Федосюк, в архивных документах Хведосюк, был осужден на 25 лет за антисоветскую деятельность. В марте 1916 из Стрешина на вакансию псаломщика был перемещен диакон Евфимий Лебедев, но в июне он вернулся обратно, а сюда был назначен диакон-псаломщик из Городецкой Свято-Успенской церкви Григорий Муллер, а также на должность диакона в июле 16-го из Сверженьской церкви псаломщик Роман Сидоренко и возведен в сан диакона.
Дополнение:
Здравствуйте, у меня скорее не вопрос, а уточнение к материалам Сергея о нашей церкви. В материале идет речь все таки о речицком дворянине (шляхтиче), т.к. в XVI веке Рогачёвское староство (польск. Starostwo Rohaczewskie) — административная единица в составе Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Речи Посполитой. Центром Рогачёвского староства было местечко Рогачёв. Кроме того, могу ещё добавить, что согласно материалам исследований местного краеведа известно, что церковь Св.Козьмы и Демьяна как памятник архитектуры был построен в первой половине XVI века по приказу королевы Боны Сфорцы, жены польского короля Сигизмунда I Старого, после того Рогачев был разрушен в 1535 году в ходе русско-литовской войны. В начале XVIII столетия церковь была перенесена с Замковой горы (ближе к современной улице Кирова). Со временем центр города был смещён с Замковой гоы на север (к современному Московскому базару). И т.к. церковь ветшала и разрушалась со временем, её перенесли и стояла она на месте современной автостанции.
Дополнение от Сергея из Гомеля:
выписки из архива уголовных КГБ. ХВЕДОСЮК АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Постановление на арест священника рогачевской церкви о. Александра датировано 30 сентября 1948г. задолго до его ареста (невольное уважение вызывает четкое делопроизводство в подразделениях НКВД, хранивших протоколы на людей долгие годы до их ареста). В деле арестованного священника о. Александра сохранился на бланке Народного Комиссариата Внутренних Дел отдела контрразведки «Смерш» протокол одного из допросов свидетельницы, датированный 24 апреля 1944 г. ( арх. № 19033-с в УКГБ по Гом. обл. ), в котором упоминается Хведосюк А.М.: « ...О Хведосюк мне известно то, что он советским строем недоволен и систематически среди населения проводит контрреволюционную агитацию ...15 апреля в присутствии ... и меня Хведосюк ... заявлял: « До начала войны религия в СССР преследовалась и лишь потому, что евреи пытались изжить православную веру для того, чтобы им было свободнее властвовать. Сейчас под нажимом Англий и Америки открыли в СССР церкви и распустили Комминтерн » ... ». О. Александр упоминается и в допросе арестованного благочинного жлобинской церкви Зубарева Гавриила Михайловича 1884г. рождения, уроженца м. Толочин Витебской области судимого в 1937г. по ст. 103 «а» на три года (статья, по словам работника архива УКГБ по Гом. обл., предусматривала наказание за «болтовню без злого умысла») датированный 11 ноября 1946г.: - Знаете ли вы священника Рогачевской церкви Хведосюк Александра Михайловича ? -Хведосюк Александра Михайловича я знаю хорошо как священника Рогачевской церкви ... осенью 1942г. ... ко мне в г. Жлобин приехал Хведосюк Александр Михайлович и объяснил мне, что он назначен священником Жлобинской церкви и в свое доказательство предъявил мне указ ... который был подписан архиепископом Минским Филофеем, .... я, в свою очередь объяснил ему, что я тоже имею назначение священником жлобинской церкви и что Ваше назначение сюда могло быть ошибкой. Выслушав меня, Хведосюк не стал настаивать на своем, а только обратился с просьбой ко мне помочь ему устроиться где- нибудь в другом месте. Я ему в свою очередь объяснил, что я имею два прихода это в г. Рогачеве и здесь в г. Жлобине и если Вы хотите поехать туда, то я в свою очередь окажу в этом помощь поскольку меня там все знают ... Побыв у меня два дня, я его отвез в гор. Жлобин и представил бургомистру Сидоренко и устроил на квартиру у монашки по имени Наталья фамилии не помню, в последствии он купил себе дом у одного немца ... Выступал ли он с проповедями антисоветского содержания в церкви среди верующих в период немецкой оккупации я не знаю ...» Почти за пол года до ареста священника, 12 марта 1948г., один из свидетелей дал следующие показания относительно о. Александра: « ...По непосредственному указанию священника Хведосюк А.М. в церкви проводили сборы средств якобы бедным и сиротам, причем эти сборы проводились под лозунгом: « Пострадавшим от ига большевиков» ... Как священник Хведосюк выступал в церкви с проповедями, в которых высказывал клеветнические измышления на советскую действительность, заявляя, что большевики мучили и грабили народ, притесняли православную церковь, а священников отправляли в ссылки ...В настоящее время, не прекращая своей антисоветской деятельности, в кругу своих друзей, продолжает проводить антисоветскую агитацию ... Весной 1947 г. ...в беседе со мной жаловался на малые доходы церкви, при этом говорил: « Колхозная власть довела население до нищенского состояния, народ голодает, поэтому для церкви ничего не может отдать, а власть не считается с этим, облагает церковь непосильными налогами » ...». Тот же свидетель был допрошен и летом, 12 июля 1948г.: « ... В начале апреля месяца 1948г. ... Хведосюк заявил: « Хотя у нас и свобода религии, тем не менее детей крестить запрещают, если бы власть не преследовала то многие, даже партийные люди, стали бы крестить своих детей ... » Имя священника о. Александра упоминается в допросе еще одного свидетеля в летний день 12 июля 1948г.: « ... В конце мая месяца 1948г. ...Хведосюк в беседе со мной ... по вопросу о возможности постройки новой церкви в гор. Рогачеве...заявил: « Вот в Гомеле и Речице закрыли церкви и отобрали церковные помещения и что наша церковь была бы в прежнем помещении, то ее тоже бы закрыли, поэтому пока будем служить в моем доме, а придет время, будем строить новую церковь ... » Вероятно, по запросу областного или Гомельского районного отдела МВД 4 мая 1948г. в Орлово – Розовском Сиблаге МВД был допрошен заключенный Артеменко П.А. Следователя интересовала «антисоветская» деятельность священника: - Расскажите о конкретной пособнической деятельности Хведосюка в помощи немецкой армии и «Русской освободительной армии». - Священник Хведосюк в церкви, в которой он служил, производил сборы с прихожан и собранные деньги сдавал в банк на счет организации « Белорусской народной самопомощи». Комитет самопомощи поступившие в банк деньги со своего счета брал и распределял их среди нуждающихся граждан ... по заявлениям. О действии Хведосюка как пособника немецкой армии и «Русской освободительной армии» мне ничего не известно... - Какова была программа и задача «БНС» ? - Программы в этой организации никакой не было, задачей организации было оказание помощи гражданам пострадавшим от войны ... » Результатом « внимания» УМГБ Гомельской области к личности о. Александра стало постановление, датированное 3 сентября 1948г., об избрании священнику меры пресечения: « ... Я, начальник УМГБ по Гомельской области ..., рассмотрев поступившие материалы о преступной деятельности: Хведосюк Александра Михаиловича, 1891г. рождения, уроженца дер. Волька – Растовецкая, Сокольского уезда, Гродненской губернии (Польша), по национальности белорус, б\п, образование средне – духовное, окончил в 1922 году Виленскую духовную семинарию, вдовца, имеющего при себе сына Александра, 1922г. рождения, настоятеля церкви в г. Рогачеве, проживающего там же по улице Молотова, 85, нашел: что Хведосюк А.М. изобличается в преступлениях, предусмотренных ст. 72 «б» УК БССР и принимая во внимание, что Хведосюк находясь на свободе, может повлиять на ход следствия и скрыться от суда ... постановил: ...меру пресечения ... Хведосюк Александру Михайловичу избрать содержание под стражей ...». И не смотря на «изобличения» священника, предусмотренные соответствующей статьей, постановление на его арест датировано 30 сентября 1948г. (оно отпечатано на шести страницах журнального формата): « ... С занятием немецкими оккупантами территории Белоруссии, 5 октября 1941г. архиепископом Гродненским и Белостокским Венедиктом ... был восстановлен на службе священником, после чего осенью 1942 года Митрополитом Минским и Белорусским – Пантелеймоном ... и его заместителем Архиепископом Фелофеем ... Хведосюк был назначен священником в гор. Рогачев, Гомельской области. По прибытии в гор. Рогачев, Хведосюк А.М. с первых дней установил тесную связь с бургомистром Сидоренко ( убит партизанами ) ... Будучи священником в городе Рогачеве Хведосюк использовал церковь как трибуну для распространения профашистской пропаганды среди населения ... » На первом допросе 2 октября следователя интересовала «трудовая деятельность» священника: « - Расскажите о своей трудовой деятельности? - В 1921 году после окончания Виленской духовной семинарии я поступил на службу священника православной церкви г. Кузница Сокольского района Белостокского воеводства, где работал до 1928г. После этого переведен в село Белавичи Мостовского района, Гродненской области, где служил священником марта 1940 г. С 1940г. до 1942г. октября месяца проживал в селе Белавичи, Мостовского района, но нигде не работал. С 1942г. по 1948г. без выезда работал благочинным православной церкви в г. Рогачеве. ... » О. Александр не уточняет на допросе 5 октября причину, по которой он с 1940 по 1942 год вынужден был оставить службу в церкви и заниматься сельским хозяйством, рассказывает следователю о своем назначении на службу священником в г. Рогачев, отметил помощь настоятеля Жлобинской церкви о. Гавриила Зубова : « ... мне помог благочинный Зубов Гавриил, последний мне порекомендовал обратиться к к управляющему Гомельской области , Архимандриту Серафиму, которому я написал так же прошение ... и был назначен на должность настоятеля Рогачевской церкви ...» « – Какие антисоветские организации, – интересовался далее следователь, – были созданы немцами на территории Рогачевского района ... -К моменту моего приезда в гор. Рогачев ... там существовала созданная немцами антисоветская организация, т.н. «БНС», кто находился в руководстве этой организации «БНС» я не знаю ... Я был вызван Беленковым в канцелярию ... и ...при этом упрекал меня, как священника в том, что я не оказываю им никакой помощи денежными средствами. ... Беленков мне передал, чтобы мы через верующее население проводили в церкви денежные сборы в виде пожертвований «БНС» и перечисляли их на текущий счет, на что я дал ему свое согласие .... » Постановление о предъявлении обвинения священнику о. Александру по ст. ст. 63-1 ( измена Родине – прим. ) , 72 п. «б» УК БССР датировано 14 октября 1948г. В тот же день состоялся и допрос священника, на котором он заявил: « ... В предъявленном мне обвинении виновным признаю себя частично. ... начиная с конца 1942 года и до дня изгнания оккупантов с территории Белоруссии, я через верующих производил сбор денежных средств, для чего ввел в церкви третью кружку ... Каких либо призывов или воззваний на сбор средств в пользу организации «БНС» не было ... » Все последующие допросы свидетелей и священника касались вопроса сбора средств в церкви для организации «БНС» и, якобы, молитв священника о Гитлере и «воинстве его». В далеком Воркуто – Печерском лагере МВД 24 декабря 1948г. был допрошен священник Жлобинской церкви Зубов Гавриил Михайлович, осужденный Военным трибуналом в 1946 году по статье 58-1 УК РСФСР на срок 20 лет каторжных работ и 5 годам поражения в правах за участие в антисоветской организации « Белорусская народная самопомощь»: « - Знаете ли Вы Хведосюк Александра Михайловича .... - Хведосюк Александр Михайлович знаком мне как священник Рогачевской церкви - Имелся ли в Рогачеве комитет «БНС» - В г. Рогачеве комитет «БНС» был создан по указанию ... из Минска ... В задачу ... входило ... : это организованный сбор средств в фонд организации как деньгами, так и продуктами и вещами … она через свои комитеты и уполномоченных ... распределяла эти средства бедным и нуждающимся ... которые были разбиты на три категории ... - Состоял ли Хведосюк членом Рогачевского комитета «БНС»? - …Я не знаю … но деньги из Рогачеаской церкви в комитет поступали … - Что Вам известно о выступлении Хведосюк с антисоветскими проповедями в Рогачевской церкви? - Я не знаю ни одного случая, чтобы Хведосюк выступал перед верующими в антисоветском духе с проповедью, ибо я присутствовал всего один раз при богослужении в престольный праздник день Александра Невского ( не правда ли, замечательно – богослужение в оккупированном немцами городе в память святого Александра, сокрушившего псов – рыцарей – прим. ). » 10 января 1949 года – года окончания заигрывания власти с Церковью, состоялось судебное заседание Военного трибунала. На заседание пригласили свидетелей, было, что удивительно для заседаний Троек в предыдущие десятилетия, предоставлено слово обвиняемому священнику: « ... По причине старости и болезни я с 1940 года был за штатом и не служил. Жил на своем хозяйстве на родине. ... По моему заявлению с 1942 года я был назначен священником в Рогачев ... Антисоветской деятельностью я никогда не занимался. ... С Фроловым, который возглавлял контрреволюционную организацию «БНС» я знаком не был и один только раз в конце 1943г. обратился к нему с целью, чтобы он сообщил когда будут уходить немцы, которые занимали мой дом. ... бургомистром был Сидоренко. С ним никакой связи я тоже не имел, а посещал комендатуру только несколько раз по вопросу предоставления сведений о браках, рождениях и смертях, которые сведения мне было приказано предоставлять ... В церкви за Гитлера и немецкую армию я не молился, а молился за правительство и его воинство, понимая под этим наше советское правительство ... ». На заседании трибунала выступали свидетели. Учительница 1923 года рождения подтвердила свои показания: « ... Хведосюк сказал, что я теперь чувствую себя хозяином, а прийдут русские я уже хозяином не буду .... Хведоюк говорил, что Сталин сам сидит в Кремле, а управляют всем евреи … ». Еще одна свидетельница рассказала: « … В период военной оккупации … Хведосюк … служил в церкви. Читал евангелие и молился за германское правительство, за Гитлера. ... Как он выражался я не помню, забыла, но помню, что выражался за воинство, за правительство .... » 74-х летняя старушка, приглашенная на заседание военного Трибунала, рассказала следующее: « ... Я церковь посещала. Хведосюк в своих проповедях говорил, чтобы молились и посещали церковь. Молился за правительство и воинство, но за какое не упоминал ... ». Интересно показание свидетельницы, у которой проживал на квартире о. Александр. Ее показания могли бы поставить точку на обвинении священника: « ... При немцах в 1943 – 1944 г.г. Хведосюк проживал у меня на квартире. За период оккупации чего – либо плохого за ним я не замечала. Сестра моя Алещенко Александра с партизанами имела связь, о чем знал и Хведосюк, т.к. в доме у меня бывали листовки советские и даже газеты. Иногда они обращались к Хведосюку за деньгами, которые были необходимы на покупку для передачи партизанам медикаментов. Хведосюк деньги несколько раз давал. ... » Казалось бы, заседание могло бы учесть этот факт из жизни священника. Но, не тут то было. Заседание Трибунала вынесло следующее определение: « ...Дело по обвинению Хведосюк Александра Михайловича по ст. ст. 63-1, 72 «б» и 76 УК БССР возвратить через Военного Прокурора в ЖВД Гомельской области на доследование. «Доследование» продолжилось. Постановление о предъявлении нового обвинения датировано 28 февраля 1949г. и в нем практически повторяются выдвинутые ранее обвинения: « ... материалами предварительного следствия достаточно подтверждено, что Хведосюк проживая на оккупированной немцами территории в гор. Рогачеве и работая священником Рогачевской церкви, проводил сбор средств в фонд антисоветской организации «БНС» … после изгнания немцев занимался антисоветской агитацией ... ». 23 апреля 1949г. свидетельница дополнила материалы следствия следующими показаниями: « ... несколько примеров антисоветской деятельности Хведосюк: 14 апреля 1944г велся разговор на политические и другие темы ... Хведосюк говорил: « В дореволюционный период при Николае ... жизнь была куда как легче ... а сейчас при разумных людях, жизнь очень плоха. В Советском союзе во главе власти стоит одно еврейство; они посадили русских в мешок, но не сумели по настоящему завязать ... 15 апреля 1944г. ... Хведосюк говорил: « До войны Религия в Советском Союзе жестко преследовалась, лишь потому что евреи старались искоренить русскую православную веру, для того чтобы им было свободно властвовать ... вечером 16 апреля 1944г. священник Хведосюк ... говорил: « Все мировые войны происходили только по вине евреев, ибо они стремятся к господству и уничтожении христиан ... 18 апреля ... говорил: « Советский строй крестьянам не подходит, т.к. крестьянство не является хозяином земли ... ». В процессе продолжения следствия передопрашивались свидетели, показания которых легли в основу обвинений священника на заседании Военного трибунала 10 января 1949г. Вот как уточнил показания свидетель на допросе 25 февраля: « ... Данные мною показания на допросе 13 июля 1948г., они не соответствуют действительности ... В мае 1943г. в день религиозного праздника «Троица» в церкви ... выступал Хведосюк и сказал не засиживайтесь, ходите в церковь, раньше церковь была закрыта, ходить нельзя было, теперь открыта и нужно ходить ... в моих показаниях записано, что Хведосюк в своем выступлении на «Троицу» восхвалял немецкий порядок, этого я не говорил на допросе ... » И другой свидетель на допросе 2 февраля 1949г. показал: « ... Каких либо высказываний против Советской власти я от священника не слышал ... » Мы сознательно подробно пересказали содержание уголовно – следственного дела священника о. Александра, с тем, чтобы воссоздать «обстановку» обвинительного процесса тех лет. « Новое» обвинительное заключение датировано 7 марта 1949г. На заседании судебной коллегии о. Александр практически повторил свое выступление на заседании Военного трибунала 10 января 1949г.: « ... Когда я приступил к выполнению обязанностей священника Рогачевской церкви , меня вызвал к себе представитель « БНС» и предложил мне продолжить в церкви сбор денежных средств в пользу «БНС», уже начатый до меня . Тогда я ввел в церкви третью кружку ... Антисоветских высказываний с моей стороны никогда не было... во время богослужений и сопровождения обрядов я произносил: « За власть и воинство ». Я подразумевал в этом Россию, но верующим ничего не говорил ....» На вопрос адвоката о помощи им партизанам, о. Александр ответил: « ... Я помогал партизанам деньгами для покупки медикаментов через подставных лиц ... » И, тем не менее, судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда приговорила священника Хведосюка Александра Михайловича на основании ст. 65 УК БССР: « ... подвергнуть лишению свободы сроком на двадцать пять лет ....с конфискацией всего имущества и поражением в правах … сроком на пять лет … » 11 мая 1954 года заключенный в Дубравский лагерь священник написал жалобу на имя Генерального прокурора СССР. Интересна динамика рассмотрения жалоб заключенного. 29 июля 1954г. пом. прокурора Гомельской области « ... полагал бы: Приговор Гомельского областного суда по делу Хведосюк А.М. оставить в силе, а жалобу осужденного без удовлетворения … » Комиссия Гомельской области по пересмотру дел на лиц, осужденных за конкретные преступления, содержащихся в лагере, на заседании 5 августа 1954г. постановила снизить меру наказания в установленном законом порядке Хведосюк А. М. до 15 лет, а Президиум Верховного Суда БССР 1.12.54г. постановил снизить меру наказания до 8 лет. Из письма сына священника 16.11.92г. в УКГБ по Гомельской области нам известно о высылке о. Александра в лагеря Мордовской АССР, о возвращении его из лагерей в г. Рогачев в 1955 или 1956 году, о переезде его к своему сыну в г. Ивано – Франковск. Священник Александр Михайлович Хведосюк реабилитирован в 1994 году.